Главная \ Практика \ Жилищные споры \ Оспаривание решения об отказе в постановке бывшего военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении

Оспаривание решения об отказе в постановке бывшего военнослужащего и членов е...

Дело № 2-218/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка

28 августа 2012 г.

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.В.Ю. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения об отказе в постановке гражданина и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании поставить на учет,

Установил:

Г.В.Ю. обратился в Камбарский районный суд УР с заявлением об оспаривании решения от 03.05.2012 г. Федерального государственного учреждения об отказе в принятии заявителя и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании поставить на учет.

Заявление мотивировано тем, что в 2012 году заявителем в ФГУ было направлено заявление о постановке его, как бывшего военнослужащего и членов его семьи: Г.О.П. - жену; Г.Н.В. - сына; Г.Г.В. - сына, на централизованный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

К заявлению были приложены все необходимые документы в соответствии с Инструкцией, утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.

30.01.2012 года его заявление вместе с комплектом необходимых документов поступило заинтересованному лицу (вх. от 30.01.2012 г.).

Решением от 03.05.2012 года в постановке на учёт как нуждающегося в предоставлении жилого помещения ему и членам его семьи было отказано. Свой отказ ФГУ мотивирует:

1. П.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ - отсутствие статуса военнослужащего, проходящего военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации.

2. П. 1 Инструкции, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 г., согласно которой нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемых по договору социального найма признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации на условиях и порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

С данными доводами заявитель не согласен по следующим основаниям:

В статье 40 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на жилище». Данная конституционная норма конкретизирована в ряде федеральных законах и подзаконных актах. В частности в Федеральном законе РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно ст. 15 указанного Федерального закона, закрепляющей право военнослужащего на жилище, Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Он проходил военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации с 01.08.1998 года по 12.08.2010 года. Закончил службу в звании капитана. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 12 лет 00 мес. 11 дней (то есть более 10-ти лет).

Согласно выписке из приказа начальника Федерального управления от 22 июля 2010 года он был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.

На всё время службы он был обеспечен служебным жильём.

Статьёй 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» гласит: Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета. Таких оснований в отношении него и членов семьи не имеется.

Своим отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях заинтересованное лицо лишает его и членов семьи законного права, закреплённого в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О статусе военнослужащего», Жилищном кодексе РФ, на получение жилья по договору социального найма.

Кроме того, заинтересованное лицо в своём отказе ссылается на то, что им не предоставлены документы, подтверждающие постановку на учёт нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент его увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учёт нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учёт» по ФГКЭУ КЭЧ района).

Считает указанные доводы необоснованными, так как согласно приказу Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 г. была введена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. В указанной инструкции имеется перечень предоставляемых документов. Перечень исчерпывающий. В указанном перечне сведения о предоставлении документов, на которые ссылается ФГУ, отсутствует.

В соответствии с п. 10 приказа Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 г. учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Согласно приказу Министра обороны РФ № 435 от 05.04.2011 г. полномочия по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложены на ФГУ с 05.04.2011 г.

Постановление Правительства РФ № 512, которым утверждены Правила «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан российской федерации», было принято 29.06.2011 г.

Таким образом, ссылки ФГКУ на приказ Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000 г. (действовавший до 30.09.2011 г.) считает безосновательными.

Формальный подход ФГКУ к определению нуждающегося в жилье гражданина, уволенного с военной службы, приводит к тому, что бывший военнослужащий и его члены семьи до настоящего момента лишены права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. С учетом мнения заявителя и его представителя суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании Г.В.Ю. требования поддержал по основаниям и доводам, указанным в заявлении.

Представитель заявителя Н.А.Н. требования поддержал по основаниям и доводам, указанным в заявлении. Дополнительно пояснил, что заявитель являлся военнослужащим, прослужил в Вооружённых Силах РФ с 1 августа 1998 г., т.е. 12 лет 11 дней, то есть более 10 лет. Уволился из Вооружённых Сил РФ 12.08.2010г. в результате организационно-штатных мероприятий. Он должен быть признан нуждающимся в жилом помещении на основании Конституции РФ, где сказано, что каждый имеет право на жилище, Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», закрепляющих право военнослужащего на жилище, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьёй 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» закреплено, что военнослужащим- гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона. Также имеется Постановление Правительства РФ № 512 от 29.06.2011г., которым утверждены Правила «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации» и приказ Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010г., которым была введена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма. Одним из условий признания военнослужащего нуждающимся в предоставлении жилого помещения является проведение организационно-штатных мероприятий и он должен иметь выслугу лет в Вооружённых Силах более 10 лет. Это условие заявителем соблюдено. Члены семьи заявителя не имеют собственного жилья, не являются членами семьи собственника жилого помещения, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма. Они живут в служебном жилом помещении, предоставленном им на основании Закона «Об уничтожении химического оружия». Заявитель со своей семьёй проживают в квартире, это жилое помещение предоставлено заявителю не как военнослужащему, а на основании Федерального закона «Об уничтожении химического оружия». Согласно Федеральному закону № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» членами семьи военнослужащего признаются супруга, дети до 18 лет, дети до 23 лет, обучающиеся в учебных заведениях, и т.д. Исходя из этих норм, членами семьи заявителя являются его супруга и дети в возрасте 10 лет и 4 лет. Поэтому не только заявитель, но и члены его семьи должны быть поставлены на учёт. От количества членов семьи зависит площадь предоставляемого жилья, на каждого члена семьи по 18 кв.м. ФГУ приняло решение об отказе в постановке на учёт заявителя, мотивируя отсутствием статуса военнослужащего. Он не является военнослужащим, но бывший военнослужащий, который проходил службу по контракту в Вооружённых Силах РФ и уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Поэтому он имеет право на получение жилого помещения. Доводы ФГУ об отказе в постановке на учёт в связи с тем, что заявителем не предоставлены документы, подтверждающие постановку на учёт нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы надуманны, т.к. приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. была введена Инструкция, в которой приводится перечень предоставляемых документов. Перечень исчерпывающий. Таких документов, на которые ссылается ФГУ, в этом перечне нет. Доводы отказа надуманны. Это решение лишает заявителя реализовать своё право на жильё. ФГУ заявителя должно поставить на учёт как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, и он должен получить жильё, гарантированное ему РФ. Дата увольнения Г.В.Ю. из Вооружённых Сил РФ - 13.09.2010 г., а приказ Министра обороны вышел 30.09.2010 г. На момент увольнения заявитель ориентировался на то, что вот-вот выйдет этот новый приказ, на основании которого ФГУ должно поставить его на учёт. На основании приказа Министра обороны № 1280 от 30.09.2010 г. учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведётся по очерёдности исходя из даты принятия их на учёт. По предыдущему приказу Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000г., действовавшему до 30.09.2010 г., решала жилищная комиссия, обоснованно ли военнослужащий просит поставить его на учёт как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а согласно новому приказу № 1280 военнослужащий должен сам предоставлять пакет документов в ФГУ. Раньше этим вопросом занималась Квартирно-эксплуатационная часть, а сейчас ФГУ.

Выслушав заявителя и его представителя, изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно выписке из приказа начальника Федерального управления от 22 июля 2010 года Г.В.Ю. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно данной же выписке Г.В.Ю. жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.

Согласно выписке от 12.08.2010 г. командира войсковой части капитан Г.В.Ю. исключен с 12 августа 2010 г. из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата. Общая продолжительность военной службы Г.В.Ю. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила по состоянию на 01.08.2010 г. 12 лет 00 мес. 00 дней.

Согласно военному билету Г.В.Ю., он поставлен на учет 10.03.2011 г. в отдел военного комиссариата.

Г.В.Ю. имеет состав семьи: Г.О.П - жена; Г.Н.В. - сын; Г.Г.В. – сын, что подтверждается отметками в паспорте, свидетельствами о рождении, выпиской из послужного списка, свидетельством о заключении брака.

С ноября 2010 г. и по настоящее время заявитель и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении, в связи с тем, что Г.В.Ю. состоит в трудовых правоотношениях с в/ч.

Г.В.Ю. как в момент увольнения с военной службы, так и в настоящее время не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

30 января 2012 г. от заявителя в ФГУ поступило заявление о постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решением ФГУ от 03.05.2012 года Г.В.Ю. в постановке на учёт его и членов его семьи было отказано.

Данные обстоятельства установлены судом из пояснений заявителя, его представителя, материалов дела и никем не оспариваются.

Требования Г.В.Ю. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

ФГУ в оспариваемом решении правовым основанием, по которому заявителю было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, указало подпункт 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Основаниями для отказа в постановке Г.В.Ю. на учет заинтересованное лицо называет:

- отсутствие у заявителя статуса военнослужащего на момент подачи им заявления;

- отсутствие у заявителя документов, подтверждающих постановку на учет согласно порядку, действовавшему на момент увольнения Г.В.Ю. с военной службы;

- Г.В.Ю. заявление о постановке на учет представлено по истечении полутора лет после даты его исключения из списков личного состава воинской части.

В соответствии с п. 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 12 пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что при увольнении с военной службы Г.В.Ю. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоял, жилым помещением обеспечен не был, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.

Таким образом, Г.В.Ю., имеющий выслугу более 10 лет, будучи уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет право на получение бесплатно жилого помещения, которым по увольнении обеспечен не был, и соответственно для реализации данного права он имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Увольнение заявителя без предоставления жилого помещения имело место с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением по избранному им месту постоянного жительства, поэтому отсутствие у Г.В.Ю. статуса военнослужащего на момент подачи им заявления не является основанием для отказа заявителю в постановке на учет.

Другое основание отказа - отсутствие у заявителя документов, подтверждающих постановку на учет согласно порядку, действовавшему на момент увольнения Г.В.Ю. с военной службы, - суд также признает незаконным.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 03.11.2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ", ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ является специализированной организацией Министерства обороны РФ и осуществляет следующие функции:

- принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), для признания их нуждающимися в жилых помещениях;

- признает военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением (далее - Правила), а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.03.2012 г. № 422-р вместо Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ создано Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Г.В.Ю. исключен из списков личного состава войсковой части с 12 августа 2010 г. с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением, поэтому увольнение заявителя с военной службы без признания его нуждающимся в получении жилья не лишило его права быть поставленным на учет нуждающихся в жилом помещении, что он и сделал путем обращения в компетентный орган, которым на момент подачи заявления являлось ФГУ (ныне ФГКУ).

Согласно п. 1 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509;

д) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

(пп. "д" в ред. Приказа Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509).

е) утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи;

и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

(пп. "и" введен Приказом Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509).

Нормы указанной Инструкции, согласно ее положениям распространяются на военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечении жилплощадью. Судом установлено, что Г.В.Ю. имеет право на предоставление ему жилого помещения на основании указанной статьи.

Г.В.Ю. в ФГУ были представлены документы, указанные в п. 1 указанной Инструкции.

По смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Заявителем в заседание не представлены доказательства, что он и члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан. Таковыми, в частности, могли бы быть выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Из приложения № 2 к «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» следует, что лица, нуждающиеся в жилых помещениях, подают по указанной в приложении № 2 форме сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности заявителю и членам семьи; сведения о получении (не получении) денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственные жилищные сертификаты (ГЖС) заявителю и членами его семьи; сведения об участии (не участии) в приватизации жилых помещений заявителем и членами его семьи; сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности.

При этом в указанном же приложении заявитель и члены его семьи подтверждают достоверность и полноту настоящих сведений и дают согласие на проведение уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную налоговую службу, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также согласие на обработку персональных данных.

Таким образом, уполномоченным органам Министерства обороны Российской Федерации, а к таковым относится ФГКУ, предоставлено право проверки предоставляемых заявителем вышеуказанных сведений на предмет их достоверности и право оценки сведений при рассмотрении заявления в установленном порядке.

Поэтому требование Г.В.Ю. об обязании поставить его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении не может быть удовлетворено, поскольку федеральным законом рассмотрение вопросов нуждаемости не относится к компетенции суда. Приказами Министра обороны РФ от 03.11.2010 г. N 1455 и от 30.09.2010 г. N 1280 данные функции возложены на ФГКУ.

Нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания ФГКУ рассмотреть заявление Г.В.Ю. о принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Согласно п. 8 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.

Поэтому ФГКУ должно рассмотреть заявление Г.В.Ю., поступившее к нему 30 января 2012 г., а не требовать от заявителя предоставления нового заявления.

Такое основание для отказа в постановке Г.В.Ю. на учет как представление им соответствующего заявления по истечении полутора лет после даты исключения его из списков личного состава воинской части также не может быть признано законным, поскольку каких-либо пресекательных сроков в Приказе Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 на сей счет не содержится.

Таким образом, законных оснований для отказа заявителю в постановке на учет по указанным в оспариваемом решении основаниям не имелось, решением нарушены права Г.В.Ю. на обеспечение его жильем, требование о признании незаконным решения ФГУ от 03.05.2012 г. подлежит удовлетворению.

Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прямо предусматривает, что военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставляются жилые помещения по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному военнослужащими постоянному месту жительства. Таким образом, оспариваемое законоположение, закрепляющее обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе, форму жилищного обеспечения и место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлено на установление механизма реализации права на жилище (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 г. № 407-О-О).

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Г.В.Ю. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения от 03.05.2012 г. об отказе в принятии заявителя и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основаниям отказа, указанным в решении от 03.05.2012 г.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение рассмотреть заявление Г.В.Ю. от 30 января 2012 года о принятии его и членов его семьи: Г.О.П. - жену; Г.Н.В. - сына; Г.Г.В. - сына, на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В удовлетворении требований Г.В.Ю. в остальной части отказать.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения в пользу Г.В.Ю. расходы по оплате госпошлины в размере ------- рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2012 года.

 

Судья С.Л. Ефимов