Главная \ Практика \ Жилищные споры \ Об обязании выделить вдове ВОВ единовременную денежную выплату на приобретение жилья

Об обязании выделить вдове ВОВ единовременную денежную выплату на приобретени...

№ 2-131/2011

РЕШЕНИЕ

Именем  Российской  Федерации

г. Камбарка                                                                                                    

18 апреля 2011 г.                                                                                       

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.В.Н. к Муниципальному образованию «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района о признании незаконным отказа в обеспечении жилым помещением, понуждении включить в список получателей мер социальной поддержки на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья и понуждении выдать свидетельство как получателя единовременной денежной выплаты (субвенции) на приобретение жилья, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец П.В.Н. первоначально обратилась в Камбарский районный суд УР с иском к МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарский район о признании незаконным отказа Главы Администрации Камбарского района от хх.хх.2011 года № хххх в обеспечении П.В.Н. ветерана Великой Отечественной Войны и вдовы ВОВ жилым помещением, возложении на Администрацию Камбарского района обязанности обеспечить П.В.Н. - ветерана Великой Отечественной Войны и вдову ВОВ жилым помещением путем выделения субсидии, взыскании с ответчика 500 рублей на оплату услуг адвоката.

Дополнением к иску истец П.В.Н. дополнила и уточнила исковые требования и окончательно просила суд признать незаконным отказ Главы Администрации Камбарского района от хх.хх.2011 года № ххххх в обеспечении П.В.Н. ветерана Великой Отечественной Войны и вдовы ВОВ жилым помещением, возложить обязанность на Администрацию Камбарского района обеспечить П.В.Н. - ветерана Великой Отечественной Войны и вдову ВОВ жилым помещением путем возложения обязанности включить истца в список получателей мер социальной поддержки на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (на период формирования списка на 10.12.2010 года, с момента постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) и возложить обязанность на ответчика выдать истцу свидетельство как получателя меры социальной поддержки на получение единовременной денежной выплаты (субвенции) на приобретение жилья, взыскать с ответчика ххх рублей на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления и хххх рублей - оплату услуг адвоката по представительству интересов в суде.

С учетом дополнения к иску истец мотивирует свои требования тем, что она является Ветераном Великой Отечественной Войны и вдовой ветерана ВОВ, и проживает по адресу: г. Камбарка, ул. С., дом хх, кв. хх. Данная однокомнатная квартира принадлежит на праве собственности ее дочери К.В.А. Поскольку истец не имеет своего жилья, она была вынуждена обратиться в Администрацию МО «Камбарское» с заявлением о необходимости постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с предоставлением пакета документов в подтверждение заявления. 10 декабря 2010 года Администрацией МО «Камбарское» было вынесено Постановление № ххх, согласно которому истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. После чего 30.12.2010 года в Администрацию Камбарского района ею было подано заявление о необходимости предоставления ей жилого помещения как лицу поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и являющегося ветераном Великой Отечественной Войны. 27.01.2011 года из Администрации Камбарского района был получен ответ на заявление, в котором говорится, что «в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Отечественной войны 1941-1945 годов» предусматривается обеспечить жильем ветеранов ВОВ и членов их семей нуждающихся в улучшении жилищных условий». Поскольку истец проживает на территории Камбарского района в благоустроенной квартире площадью 33,5 квадратных метров, собственником жилья является её дочь К.В.А. Родители и дети являются членами семьи и в соответствии со ст. 77 Кодекса о браке и семье РСФСР совершеннолетние дети обязаны заботиться и содержать нетрудоспособных, нуждающихся в материальной помощи родителей. Оснований для обеспечения её жильем за счет федерального бюджета нет».

Истец считает указанный отказ Главы Администрации Камбарского района незаконным и необоснованным, который должен быть признан судом незаконным по следующим основаниям, а именно: она уже признана Администрацией МО «Камбарское» на основании постановления № ххх от 10 декабря 2010 года нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет. Ни в одном из нормативных документов, указанных в отказе Администрации Камбарского района, в том числе и Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ», не говорится, что обязанность в улучшении жилищных условий Ветеранов ВОВ лежит на их близких родственниках, детях, то есть другими словами, что дети обязаны обеспечивать своих родителей - ветеранов ВОВ жилой площадью. Ссылка Главы Администрации Камбарского района на ст. 77 Кодекса о браке и семье РСФСР является незаконной, поскольку данный Кодекс утратил силу с 1 марта 1996 года. Действующий на сегодня Семейный Кодекс РФ не содержит ссылки на то, что обеспечивать жилым помещением ветеранов ВОВ должны их дееспособные совершеннолетние дети.

Согласно ст. 15 и ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной Войны, и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны и члены их семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 29.06.2009 № 135-ФЗ, 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ).

 Истец считает, что должна быть обеспечена жилым помещением как Ветеран ВОВ и вдова ВОВ. Отказ Администрации в обеспечении ее жильем как Ветерана ВОВ является незаконным и, исходя из изложенного, отказ Администрации Камбарского района должен быть признан незаконным и Администрация Камбарского района обязана обеспечить ее жилым помещением как Ветерана Великой Отечественной Войны и вдову Ветерана ВОВ, признанной нуждающейся в жилом помещении наосновании Постановления Правительства Удмуртской Республики» №85 от 24.07.2006 года «О Положении о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в Удмуртской Республике» путем выделения в качестве меры социальной поддержки единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. В соответствии с Законом УР от 24.06.2010 года № 29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» ответчик наделен полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, в том числе и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Исходя из изложенного ответчика необходимо обязать включить истца в список получателей мер социальной поддержки на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (на период формирования списка на 10 декабря 2010 года, с момента постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) и обязать ответчика выдать истцу свидетельство как получателю меры социальной поддержки на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Кроме того, истец указывает, что на подачу иска в суд ею оплачены услуги адвоката в размере ххх рублей, которые должны быть взысканы с ответчика в полном объеме. Кроме того, на оплату услуг представителя в суде ею потрачено хххх рублей, которые должны быть взысканы с ответчика в полном объеме.

Истец П.В.Н. в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем в деле имеется соответствующее заявление. Истец направил в суд своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца адвокат Г.Л.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнении к иску. Суду пояснила, что на сегодняшний день данная квартира принадлежит К.В.А. на основании договора дарения от хх.хх.1995г. Это было 15 лет назад, вопрос о предоставлении жилья истцу вообще не поднимался. В квартире зарегистрирована сама П.В.Н., как мать К.В.А., зять П.В.Н. – К.Ю.В., который является мужем К.В.А., и сын К.В.А. – К.А.Ю., который является внуком П.В.Н. Квартира по ул. С. хх, кв.хх, в которой проживает истец, принадлежит её дочери К.В.А. С учётом Указа Президента РФ об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны требования истца должны быть полностью удовлетворены.

В письменном возражении на исковое заявление ответчик указывает, что П.В.Н. являлась собственником жилого помещения по адресу: г. Камбарка, ул. С., д. хх, кв. хх, согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, зарегистрированного Камбарским БТИ хх.хх.1993 года. Хх.хх.1995 года подарила жилое помещение дочери – К.В.А. согласно договору дарения. П.В.Н. проживает в жилом помещении по адресу: г. Камбарка, ул. С., д.хх, кв.хх, с хх.хх.1989 года и после дарения дочери жилого помещения осталась проживать в жилом помещении. Таким образом, согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ П.В.Н. является членом семьи собственника. Из представленных П.В.Н. в Администрацию МО «Камбарское» документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Администрация Камбарского района не усматривает определенных статьей 51 Жилищного кодекса РФ оснований для признания гражданки нуждающейся в жилых помещениях и соответственно для принятия постановления Администрацией МО «Камбарское» от хх.хх.2010 года № ххх «О принятии П.В.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» и предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Администрация Камбарского района наделена контрольными полномочиями по проверке документов, из представленных документов Администрация Камбарского района не усматривает основания для включения П.В.Н. в список получателей выплат на текущий год и с учетом указанных выше доводов заявителю был направлен ответ (л.д.41-44).

Представитель ответчика К.А.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что соответствии с Указом Президента РФ 07.05.2008г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» предусматривается обеспечить жильём ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Законом «О ветеранах», кому положена данная льгота. Но в нём имеется оговорка: «нуждающихся в улучшении жилищных условий». То есть первый критерий обеспечения жильём - отнесение ветеранов к категории, которой положена субсидия, второй - чтобы он нуждался в улучшении жилищных условий. В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ полномочиями по постановке в очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий наделяются сельские и городские органы местного самоуправления, в данном случае - это МО «Камбарское». Раньше полномочия по предоставлению этих субсидий выполняло Министерство строительства и архитектуры УР в г. Ижевске. А 15.06.2010 г. был принят Закон Удмуртской Республики о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов. Администрация Камбарского района наделена отдельными государственными полномочиями, такими как: приём заявлений с приложением комплекта документов от граждан для включения их в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильём; проверка полноты предоставляемых документов, а также проверка правомерности постановки гражданина на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе, наличие оснований для постановки гражданина на учёт. Они осуществляют все эти государственные полномочия, проверяют законность постановки на учёт и несут за это ответственность, и если денежные средства будут выделены не тому, кому положено, то эту сумму «снимут» с бюджета района или с самого гражданина. П.В.Н., являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, сама уже не может обращаться, обращалась в Администрацию МО «Камбарский район» летом 2010г. её дочь К.В.А. Это допускается. П.В.Н. действительно подпадает под этот Закон, но самый главный вопрос в том, нуждается она в улучшении жилищных условий, или нет. Поскольку постановкой в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрация Камбарского района не занимается, она отправила К. в Администрацию МО «Камбарское». Им первоначально отказали в постановке на учёт, т.к. нет оснований. Но 10.12.2010г. П.В.Н. всё-таки поставили в очередь. Когда к ней поступило постановление МО «Камбарское» о постановке П.В.Н. в очередь, она, в соответствии с возложенными на Администрацию Камбарского района полномочиями, проверила правомерность постановки на учёт, и они написали отказ в предоставлении субсидии. Ситуация такова, что П.В.Н. живёт в однокомнатной благоустроенной квартире одна. Ей предоставлялась эта квартира бесплатно. Впоследствии она её подарила своей дочери К.В.А. В квартире зарегистрирована постоянно П.В.Н., временно были зарегистрированы К.В.А. и её муж К.Ю.В. Но тут же они предоставляют им документы, что у К.В.А. и К.Ю.В. в г.Ижевске имеется благоустроенное жильё. Когда истец летом к ним обращалась, в квартире ещё не был зарегистрирован внук П.В.Н. – К.А.Ю. Считает, что нет оснований для постановки П.В.Н. в очередь. Жилищный Кодекс трактует, кто признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Применительно к Камбарскому району, на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ставится гражданин, обеспеченность жилой площадью которого должна быть менее 9 кв.м. общей площади, или его жильё должно быть признано непригодным для проживания. В данном случае, квартира благоустроенная, общей площадью 33,5 кв.м., зарегистрирован один человек. Мать и дочь - это члены одной семьи. Дочь имеет благоустроенную квартиру в г. Ижевске. Согласно ЖК РФ признаются нуждающимися в предоставлении жилого помещения те, у кого, а также и у членов его семьи, нет в собственности жилья. Деньги перечисляются из Министерства строительства и архитектуры УР в Администрацию Камбарского района и находятся у них на счете, и при предоставлении договора купли-продажи они перечисляют деньги продавцу в соответствии с Законом Удмуртской Республики.

Представитель ответчика Л.М.В., ранее участвуя в судебном заседании, иск не признала, по основаниям отраженным в возражении на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что истец была поставлена на учёт в нарушение жилищного законодательства. Оснований для постановки на учёт для получения жилья у П. не было, соответственно, у неё нет оснований для получения мер социальной поддержки. Закон о ветеранах, Закон УР 29-РЗ, Постановление Правительства УР № 320 не определяют особенности признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий при постановке на учёт в качестве нуждающихся. Соответственно принадлежит применению ст.51 ЖК РФ: основания признания граждан нуждающимися. П. является членом семьи собственника жилого помещения по ул. С., д. хх, кв.хх. Согласно поквартирной карточке учётная норма на 1 члена семьи превышает установленную Советом депутатов Камбарского района учётную норму 9 кв. метров и менее общей площади на одного человека. Жилое помещение по ул. С., д. хх, кв.хх, не признано непригодным для проживания. Таким образом, основания признания граждан нуждающимися, указанные в п.1, 2, 3 ст.51 ЖК РФ, отсутствуют в отношении истца. Администрация МО «Камбарское» приняла постановление от хх.хх.2010 года № ххх без учета учетной нормы жилого помещения. Согласно поквартирной карточке на жилое помещение по адресу г. Камбарка, ул. С., д. хх, кв.хх, состав семьи 3 человека (К.В.А. (зарегистрирована временно), К.Ю.В. (зарегистрирован временно), П.В.Н.). При общей площади жилого помещения 33,5 кв. метра,  количества членов семьи (в том числе  на одного человека приходится 11,17 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть более учетной нормы, установленной решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 20.02.2007 г. № 30 (9 кв. метров и менее общей площади  жилого помещения на одного человека). После принятия постановления от хх.хх.2010 года № ххх в жилое помещение по адресу г. Камбарка, ул. С., д. хх, кв.хх, был вселен К.А.Ю. (дата вселения хх.хх.2011года). Даже при вселении К.А.Ю. по адресу г.Камбарка, ул. С., д. хх, кв.хх, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы, т.к. временно зарегистрированные К.Ю.В., К.В.А. имеют постоянную регистрацию и являются соответственно собственниками и членами семьи собственника жилого помещения в г. Ижевске ул. П., д.х, кв.хх, где на каждого члена семьи приходится 10,75 кв.м. Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов семьи нескольким жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной обшей площади всех указанных жилых помещений. Администрацией МО «Камбарское» не осуществлялась проверка соблюдения учетной нормы с учетом жилого помещения в г. Ижевске. Согласно Постановлению Правительства УР № 320 список получателей выплат формируется на текущий год с учётом выделенных из бюджета УР субвенций на реализацию мер социальной поддержки в хронологической последовательности. В Администрации района ведется два списка - список ветеранов и вдов ВОВ, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и список получателей субсидий. Ведение первого списка законом не определено, он составляется с целью определения объема субвенций, которые необходимо выделить на район, и направляется в Минстрой УР. В этом списке значатся все, кого поставили на учет органы местного самоуправления поселений по Камбарскому району. Далее Администрация Камбарского района проверяет этих лиц, и если приходит к выводу, что они не нуждаются в улучшении жилищных условий, то их не включают в список получателей, являющийся основным документом для получения свидетельства и выдачи бюджетных средств. В список получателей Администрация района ставить П. не будет, так как считает, что она не нуждается в улучшении жилищных условий.    

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г.А.Н., работающий ведущим специалистом-экспертом Администрации МО «Камбарское», суду показал, что он выезжал предварительно к истцу домой в декабре 2010г., обследовал помещение. Рассматривает эти заявления комиссия, он вынес вопрос на комиссию, на которой истца решили поставить в очередь, т.к. посчитали, что нуждается в улучшении жилищных условий. Они посмотрели жилищные условия и по усмотрению Администрации МО «Камбарское» решили, что истец нуждается в улучшении жилищных условий. Данное жилое помещение не признавалось непригодным для проживания. На момент постановки П. на учет, было более 9 кв. метров на одного зарегистрированного человека, но они решили пойти навстречу истцу. По представлению прокурора Камбарского района они не сняли истца с очереди.

Ранее допрошенная в судебном заседании свидетель К.В.А., суду показала, что истец - ее мать. Она у неё единственная дочь. У ее мужа К.Ю.В. в г.Ижевске имеется квартира общей площадью 53,8 кв.м, в ней зарегистрированы 5 человек. Муж является инвалидом второй группы. Документы, подтверждающие, что есть на праве собственности другое жилое помещение у членов семьи, в Администрацию МО «Камбарское» не представляла. В первый и во второй раз отказали П.В.Н. в постановке на учёт, а потом заместитель Главы Администрации Камбарского района Р.А.А. дал положительный ответ. Глава Администрации МО «Камбарское» С.С.В. тоже дал положительный ответ. Когда пришла к Главе Администрации Камбарского района Г.М.Г., он отказал. Ситуация в жилищных условиях членов семьи на момент отказа в постановке на учет и на момент принятия на учет не менялась. В данный момент ее сын К.А.Ю. разошёлся с женой, и ей пришлось его зарегистрировать здесь, в г.Камбарке. Фактически по адресу: ул. С., д. хх, кв.хх, проживают втроём постоянно: она, ее мама П.В.Н., сын К.А.Ю. На ул. П., д.х, кв.хх, в г.Ижевске проживают, кроме мужа сын К.О.Ю. со своей семьёй: женой и ребёнком.

Выслушав позицию сторон, заслушав свидетеля по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Закону УР от 19 октября 2005 г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»:

Ст. 1 - Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства (далее - органы местного самоуправления)

Ст. 2 - Для принятия на учет гражданин подает заявление. К заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.). При этом состав семьи определяется в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации";

2) решение о признании гражданина малоимущим;

3) выписка из домовой книги или справка о составе семьи;

4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);

5) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;

 Пункт 5.1 ст.5 - Орган местного самоуправления проводит проверку жилищных условий заявителя. Результаты проверки оформляются Актом проверки жилищных условий заявителя (приложение 1 к настоящему Закону).

Ст. 6 - Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования или иного уполномоченного органа.

Решение вопроса по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относится с 1 января 2009 г. к полномочиям Администрации МО «Камбарское».

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с паспортом серии хххх № хххххх, выданного Камбарским РОВД  Удмуртской Республики хх.хх.хххх года, истцом является П.В.Н., хх.хх.1921 года рождения, уроженка г. Ххххххх Удмуртской Республики (л.д.11).

Согласно свидетельству о браке серия хх-хх № ххххх, выданного хх.хх.хххх года р/б ЗАГС г. Камбарка, истец заключила брак с П.Г.В., после заключения брака ей присвоена фамилия П. (л.д.10).

Согласно свидетельству о смерти серия х-хх № ххххх, выданного Отделом ЗАГС администрации муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики хх.хх.хххх года, П.Г.В. умер хх.хх.1989 года, составлена запись о смерти № ххх (л.д.12).

19 октября 2010 г. П.В.Н. обратилась с заявлением главе Администрации МО «Камбарское» о постановке её на учет на улучшение жилищных условий (л.д.82).

Постановлением Администрации МО «Камбарское» от хх.хх.2010 года № ххх истец П.В.Н. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.4).

Данные обстоятельства установлены судом на основании письменных доказательств и сторонами не оспариваются.

Истец указывает, что она подлежит обеспечению жильем как ветеран ВОВ и как вдова ветерана ВОВ.

П.В.Н. является ветераном Великой Отечественной Войны и имеет право и льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серия ВОВ № хххххх, выданного хх.хх.2005 года Камбарским отделом социальной защиты населения (л.д.6).

Из справки Отдела Военного Комиссариата Удмуртской Республики за № ххх от хх.хх.2010 года следует, что сержант П.Г.В., 1911 года рождения, действительно является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С июня 1941 года по май 1945 год проходил действительную военную службу в составе хххх стрелковой полк, ххх стрелковая дивизия. Из них с июня 1941 года по май 1945 года принимал участие в Великой Отечественной войне. Удостоверение участника Великой Отечественной войны серия Х № ххххх выдано хх.хх.1980 года Камбарским РВК Удмуртской АССР (л.д.9).

Согласно удостоверению Камбарского ОСЗН серия Х № хххххх от хх.хх.2001 г. П.В.Н. имеет право на льготы, установленные для жен умерших военнослужащих (л.д.50).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрена мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона.

Статья 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" регламентирует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления указанными полномочиями.

Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам,  нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом УР от 24.06.2010 N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 N 320 "О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения" органы местного самоуправления муниципальных районов (в том числе Муниципальное образование «Камбарский район» - ст.2 Закона УР) наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Удмуртской Республики, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Выплата является формой предоставления меры социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 1 Закона УР от 24.06.2010 N 29-РЗ органам местного самоуправления передаются государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к следующим категориям:

а) инвалиды Великой Отечественной войны;

б) участники Великой Отечественной войны;

в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в порты других государств;

г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Удостоверением от хх.хх.2005 г. П.В.Н. присвоена категория ветеранов - лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Для указанной категории ветеранов Законом "О ветеранах" не предусмотрена такая мера социальной поддержки как обеспечение жилым помещением. Законом УР от 24.06.2010 N 29-РЗ также не предусмотрены меры по улучшению жилищных условий для категории граждан, к которой относится заявитель.

Вместе с тем, истец П.В.Н. как вдова умершего участника Великой Отечественной войны (при условии признания нуждаемой в улучшении жилищных условий), имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Указанные полномочия по предоставлению выплат возложены на Муниципальное образование «Камбарский район» в лице его исполнительно-распорядительного органа Администрации Камбарского района. 

Согласно ст. 2 Закона УР от 24.06.2010 N 29-РЗ органам местного самоуправления передаются следующие отдельные государственные полномочия:

1)        прием заявлений с приложением комплекта документов от граждан для включения их в список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год;

2)        проверка полноты предоставляемых гражданами документов, а также проверка правомерности постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе наличия оснований для постановки гражданина на учет в качестве  нуждающегося  в улучшении  жилищных условий,  обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, наличия у гражданина оснований, дающих ему право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем;

3)        формирование списка получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год;

4)        выдача свидетельств гражданам - получателям меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год по форме, установленной Правительством Удмуртской Республики;

5)        прием и проверка документов от граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем на текущий год для перечисления средств меры социальной поддержки по обеспечению жильем;

6)        принятие решения  о  перечислении  средств меры  социальной  поддержки  по обеспечению жильем;

7)        подготовка платежных документов и направление их с приложением документов граждан в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на перечисление средств федерального бюджета, для перечисления средств меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия за счет средств, поступающих в бюджет муниципального образования из бюджета Удмуртской Республики, источником финансового обеспечения которых являются в том числе субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на реализацию полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (статьи 5,6).

Во исполнение Закона УР от 24.06.2010 N 29-РЗ принято Постановление Правительства УР от 25.10.2010 г. N 320 "О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения". Органами местного самоуправления предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Выплата является формой предоставления меры социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Выплата предоставляется гражданам органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, выдаваемым органом местного самоуправления по форме согласно приложению 1 к постановлению Правительства УР от 25.10.2010 г. N 320.

Орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования средств на предоставление выплат и по результатам рассмотрения документов, предусмотренных в пункте 11 Положения о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, формирует по форме согласно приложению 3 список получателей выплаты на текущий год (далее - список). Список формируется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан. Для включения в список гражданин или опекун представляют в орган местного самоуправления заявление о предоставлении выплаты в текущем году. К заявлению прилагаются документы (копии документов) согласно перечню в соответствии с приложением 4. При формировании списка должностное лицо органа местного самоуправления осуществляет проверку документов. Указанная проверка осуществляется в случае, если постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления поселений.

Об отказе во включении гражданина в список орган местного самоуправления в письменном виде сообщает гражданину. Сформированный список подписывается уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления и утверждается главой администрации муниципального образования. На основании утвержденного списка орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня утверждения списка оформляет и выдает гражданам (опекунам граждан), включенным (включенных) в список, свидетельства.

Выплата предоставляется гражданину или опекуну в безналичной форме путем перечисления соответствующих денежных средств продавцу жилья в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения или застройщику в соответствии с договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома или участнику долевого строительства по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

Для перечисления средств выплаты гражданин или опекун представляют в орган местного самоуправления документы (копии документов, за исключением свидетельства, которое представляется в оригинале) согласно приложению 5.

Судом установлено, что 30.12.2010 года истица обратилась в Администрацию Камбарского района с письменным заявлением о необходимости предоставления ей жилого помещения как лицу, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и являющегося ветераном Великой Отечественной Войны (л.д.5).

12 января 2011 г. Администрация Камбарского района в соответствии с п. 16 постановления Правительства УР от 25.10.2010 г. N 320 направила учетное дело П.В.Н. в Администрацию МО «Камбарское» для дополнительной проверки на предмет правомерности постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.39).

19 января 2011 г. из Администрации МО «Камбарское» поступил ответ, согласно которому в дополнительной проверке документы П.В.Н. не нуждаются (л.д.40).

27.01.2011 года письменным ответом за № ххххх Администрации Камбарского района истцу было отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что истец проживает на территории Камбарского района в благоустроенной квартире площадью 33,5 квадратных метров. Собственником жилья является дочь К.В.А. Родители и дети являются членами семьи и в соответствии со ст. 77 Кодекса о браке и семье РСФСР совершеннолетние дети обязаны заботиться и содержать нетрудоспособных, нуждающихся в материальной помощи родителей. Оснований для обеспечения жильем за счет федерального бюджета нет (л.д.7).

Таким образом, в рамках делегированных Администрации Камбарского района государственных полномочий, она осуществила проверку действий органа местного самоуправления поселения - Администрации МО «Камбарское», на предмет наличия оснований постановки П.В.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, считая, что таких оснований не имелось, отказало истцу в предоставлении мер социальной поддержки.

Истец считает, что поскольку она относится к категории граждан, имеющих право на выплату, и состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то её иск подлежит удовлетворению.

Ответчик считает, что истец является членом семьи собственника жилого помещения и каждого члена семьи, проживающего по адресу: УР, г. Камбарка, ул. С., хх-хх, приходится более учетной нормы.

   В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Судом установлено, что истец П.В.Н. являлась собственником жилого помещения по адресу: г. Камбарка, ул. С., хх-хх, согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, зарегистрированного Камбарским БТИ хх.хх.1993 года (л.д.28-30).

Хх.хх.1995 года подарила жилое помещение дочери – К.В.А. по договору дарения (л.д.26-27).

Истец П.В.Н. проживает в жилом помещении по адресу: г. Камбарка, ул. С., хх-хх, с хх.хх.1989 года и согласно поквартирной карточке после дарения дочери жилого помещения осталась проживать в жилом помещении (л.д.50а). Что в свою очередь наряду с письменными доказательствами подтверждается показаниями свидетеля К.В.А., дочери  истца.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ собственник квартиры К.В.А. вселила свою мать в жилое помещение в качестве члена семьи собственника, и ее право пользования вышеуказанным жилым помещением никем не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов МО «Камбарский район»  от 20.02.2007 года № 30 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 9 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на 1 человека.

В соответствии с техническим паспортом на квартиру, расположенную по адресу: г. Камбарка, ул. С., хх-хх, общая площадь помещения составляет 33,5 кв.м. (л.д.25-27).

Согласно поквартирной карточке на жилое помещение по адресу: г. Камбарка, ул. С., хх-хх, общая площадь жилого помещения 33,5 кв.м., число членов семьи - 3 человека (в том числе собственник и ее муж имеют временную регистрацию). Согласно показаниям свидетеля К.В.А. у ее мужа К.Ю.В. в г.Ижевске имеется квартира общей площадью 53,8 кв. м. по адресу: г.Ижевск, ул.П., д.х, кв.хх2, в которой кроме мужа проживает сын К.О.Ю. со своей семьёй: женой и ребёнком.

Учитывая, что П.В.Н. является членом семьи собственника жилого помещения К.В.А., на момент принятия истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она в квартире проживала одна, размер общей площади занимаемого истцом жилого помещения составлял на одного члена семьи 33,5 кв.м., что превышает учетную норму для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Камбарскому району, суд приходит к выводу, что на соответствующий учет она была поставлена ошибочно. Об этом показал также свидетель Г.А.Н., из показаний которого следует, что П.В.Н. была поставлена на учет из моральных соображений. 

Даже при учете временно зарегистрированных граждан, учетная норма площади жилого помещения составляла на каждого из них (истца, К.В.А., К.Ю.В.) по 11,16 кв.м.

Таким образом, из представленных сторонами доказательств и, исходя из пояснений сторон, у Администрации МО «Камбарское» не было оснований для признания истца П.В.Н. нуждающейся в жилом помещении.

В удовлетворении исковых требований П.В.Н. следует отказать по следующим основаниям.

   По смыслу Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" они направлены на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем, в том числе членов семей умерших участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Закон УР от 24.06.2010 N 29-РЗ и Постановление Правительства УР от 25.10.2010 г. N 320 приняты с целью реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714, и регулируют порядок предоставления этих мер.

Реализация права на улучшение жилищных условий членов семей умерших участников ВОВ осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, определены ст. 51 ЖК РФ.

Указ Президента РФ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым истица не относится.

Поскольку П.В.Н. не относится к гражданам, которым может быть предоставлена просимая ею мера социальной поддержки ввиду отсутствия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, то суд считает, что ответчиком не нарушено её право на получение единовременной денежной выплаты, так как она таковым правом не обладает. Право гражданина не может быть обусловлено порядком. Порядок, определенный в Постановлении Правительства УР от 25.10.2010 г. N 320, предусмотрен для реализации жилищных прав граждан, к которым П.В.Н. не относится.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований П.В.Н. к МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района в полном объеме.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований не подлежат взысканию с ответчика судебные расходы истца на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления в сумме ххх рублей и хххх рублей по оплате услуг адвоката по представительству интересов в суде.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований П.В.Н. к муниципальному образованию Камбарский район в лице Администрации Камбарского района о признании незаконным отказа Главы Администрации Камбарского района от хх.хх.2011 г. № ххх в обеспечении истца как ветерана Великой Отечественной Войны и вдовы ветерана Великой Отечественной Войны жилым помещением, понуждении обеспечить истца как ветерана Великой Отечественной Войны и вдову ветерана Великой Отечественной Войны жилым помещением путем включения в список получателей мер социальной поддержки на выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (на период формирования списка на 10 декабря 2010 г., с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий), обязать ответчика выдать свидетельство как получателя меры социальной поддержки на получение единовременной денежной выплаты (субвенции) на приобретение жилья и взыскании судебных расходов в сумме хххх руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2011 г.

Судья                                          С.Л. Ефимов